Вопрос
Следует ли оплачивать коммунальные услуги (счета за газ, воду, свет и пр.) в нашей стране? Спрашиваю, так как в последнее время появились проповедники, считающие, что Россия является «кяфирской» страной, и потому мусульмане могут нарушать ее законы. Обоснуйте свой ответ доводами из Корана и сунны.
Ответ
Россия не является «кяфирской» страной. В России проживает более 20 (двадцати) миллионов мусульман, большинство из них является коренными жителями этой страны. На земле своих предков мусульмане живут уже много веков. В России действует более тысячи мечетей, в которых звучат призывы к молитве (азан), открыты мусульманские учебные заведения, активно развивается сфера «халяльного» рынка.
Термин «кяфирская страна» не встречается ни в Коране, ни в Сунне и не имеет под собой шариатских обоснований. Его следует относить к сфере геополитики, которую использовали в прошлом мусульманские политики и богословы для разрешения определённых вопросов, в которых надо было учитывать особенности политической ситуации того времени.
Главным законом Российской Федерации является Конституция, на основании которой гарантируется свобода вероисповедания для всех граждан, без исключения[1]. То есть мусульмане в нашей стране могут свободно исповедовать свою религию, совершать пятикратную молитву, ходить в мечеть, развивать разрешенный с точки зрения ислама бизнес и многое другое. Из истории ислама мы знаем, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) установил схожий в этом с конституцией закон для всех жителей Медины, где были гарантированы права человека, вне зависимости от его национальности и вероисповедания. При этом у всех жителей Медины были равные обязательства, как у мусульман, так и у иудеев[2].
Оплата коммунальных услуг (свет, вода, газ и др.) и прочих платежей в пользу компании никак не зависит от того, в какой стране проживает человек, мусульманской или немусульманской. Она является обязательной к исполнению, так как это плата за услуги по договору, подписанному между двумя сторонами: потребителем (в нашем случае мусульманином) и компанией, предоставляющей услуги. Если компания предоставила услугу и соблюла свои обязательства, прописанные в договоре, то мусульманин обязан выполнить также и свою часть обязательств.
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «О те, которые уверовали, будьте обязательны в выполнении договоренностей» (Св. Коран 5:1), «И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (Св. Коран 17:34), «Поистине преуспели верующие <…˃ которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры» (Св. Коран 23:1-8)[3].
В этих аятах Аллах повелевает нам соблюдать договоренности, даже если договор был заключен с немусульманином или компанией, руководителем которой является немусульманин, так как аят несет в себе общий и всеохватывающий смысл, объемлющий всех людей без исключения («…будьте обязательны в выполнении договоренностей»). В противном случае Он уточнил бы, что договора следует соблюдать лишь с мусульманами (например, сказав: «…будьте обязательны в выполнении договоренностей лишь с мусульманами»). Но этого мы не видим в Коране.
Известно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) перед переселением в Медину вернул имущество, доверенное ему на хранение жителями Мекки, несмотря на то, что они были неверующими, и к тому же враждебно настроенными против мусульман[4].
Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник шариатского факультета Европейского институт гуманитарных наук (Шато-Шинон, Франция) Бардвил Висам Али
_____________________________
[1] Статья 28 Конституции РФ.
[2] См.: Ибн Хишам А. Ас-сира ан-набавийя [Пророческое жизнеописание]. Каир: аль-Халяби, 1955. Т. 1. С. 381.
[3] Коран. Смысловой перевод/пер. с араб. Э.Р. Кулиев. ‒ М.: Умма, 2022. ‒ 1312 с. С. 694, 695.
[4] См.: Ибн Хишам А. Ас-сира ан-набавийя. Т. 1. С. 483.