Можно ли мусульманину получать черную зарплату?

  • 6 месяцев назад
  • 1

Вопрос. Получение черной зарплаты для того, чтобы избежать налогов, харам?

Ответ. Мусульмане, являясь гражданами мусульманской или немусульманской страны, должны вести себя как ответственные граждане и соблюдать законы своего государства, к которым, несомненно, относится и налоговое законодательство.  Гражданин, проживая в том или ином государстве, по сути, заключает своеобразный договор с правительством о соблюдении законов. И если он уклоняется от уплаты налогов, это означает нарушение законов государства, то есть нарушение договора.

В исламе придается особое значение договору как форме социального бытия. Договор является оптимальным способом достижения мира между народами, а равно и условием устойчивости общественного и государственного развития. Это высшая форма социальной организации, как внутри мусульманской уммы, так и во взаимоотношениях мусульман с немусульманами[1].

В Священном Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (Св. Коран, 5:1). «И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (Св. Коран, 17:34).

Правдивость и честность – это те качества, которыми характеризуются мусульмане, как об этом говорится в Коране: «…оберегают вверенное им на хранение (аманат) и соблюдают договоры» (Св. Коран, 23:8).

Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Мусульмане должны соблюдать свои условия»[2].

Некоторые мусульмане, выплачивающие закят, ошибочно считают, что это освобождает их от обязанности выплачивать налоги государству. На самом деле существует множество отличий закята от налогов, основные среди которых следующие[3]:

1) закят — это религиозная обязанность и акт поклонения, имеющий финансовое выражение, а налог — это экономическое и финансовое обязательство;

2) закят взимается только с мусульман, а налог — со всех граждан;

3) уплата налога может быть упразднена, а уплата закята — нет;

4) ставка и способ выплаты закята, в отличие от аналогичных понятий для налога, неизменны;

5) плательщик закята не может претендовать на средства от него, а получение налогоплательщиком средств от уплаченного им налога возможно.

Система налогообложения в исламе сформировалась еще в эпоху праведных халифов[4]. Помимо закята исламской правовой доктрине известны такие налоги, как ʻушр (десятина с урожая), харадж (поземельный пропорциональный налог), хумс (отчисления с различных видов добычи в размере 1/5) и др. Кроме того, на протяжении истории развития исламского права мусульманские правители вводили дополнительные налоги, если того требовали интересы государства и мусульман.

Необходимо понимать, что налоги – это обязательные платежи, которые физические лица и организации целенаправленно перечисляют в бюджет. За счет этих средств государство может исполнять свои основные функции: обеспечивать социальную поддержку, финансировать образование, здравоохранение, правопорядок, благоустройство населенных пунктов, строительство дорог и т. д. За счет налогов производится выплата различных социальных пособий, например, пособий по безработице. Государство использует налоговые поступления для того, чтобы содержать армию и полицию, строить плотины и дороги, обеспечивать работу школ и больниц, предоставлять питание бедным, а пожилым — медицинскую помощь и для сотен других целей. Современное государство сегодня фактически не может существовать без налогов, которые формируют бюджетный фонд, необходимый для выполнения многочисленных функций.

Законность налогообложения в исламе трактуется в контексте его установления органами государственной власти на основе соответствия принципам Корана и Сунны. В суре «Кахф» (Пещера) приводится история Зуль-Карнейна, к которому люди обратились за помощью от Яджудж и Маджудж (Гоги и Магоги): «Они сказали: «О Зуль-Карнейн! Яджудж и Маджудж [Гог и Магог] распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?» (Св. Коран, 18:94). Данный аят можно интерпретировать в контексте заключения общественного договора, предусматривающего защиту людей от опасности на основе необходимых финансовых средств, специально выделенных для этого. Так же, как граждане уполномочивают свое государство защищать их посредством выплаты налогов.

Что касается так называемой черной зарплаты, то она основана на схеме, по которой сотрудники, получающие денежное вознаграждение, не числятся в штате компании и не проходят ни по каким документам. Иными словами, для фискальных органов таких сотрудников как бы не существует. Вследствие этого работодатель полностью освобождается от каких-либо обязательств со своей стороны. Предприятия, выплачивающие зарплату по «черной» схеме, преследуют цель полностью уйти в тень и не раскрывать масштаб своей деятельности перед налоговиками[5].

Негативные последствия применения модели черной зарплаты:

  1. Ненаполняемость бюджета в необходимой степени и, соответственно, невозможность реализовать государственные социальные программы в полной мере.
  2. Увеличенная финансовая нагрузка на тех сограждан, которые не уклоняются от налогов.
  3. Вероятность установления новых налогов и увеличение уже существующих.
  4. Уменьшение размера будущей пенсии из-за низкого пенсионного коэффициента, который зависит от уплаченных взносов. Когда работник трудится нелегально, без заключения официального трудового договора, время такой работы не засчитывается в стаж, и его может не хватить на начисление пенсии.
  5. Лишение права на налоговый вычет.
  6. В случае возникновения трудовых споров между работником и работодателем государство не сможет защитить такого работника.
  7. Невыплата больничных и декретных пособий.
  8. В духовном плане — потеря в обществе понятий честность, справедливость и социальная солидарность. Отсутствие социальной солидарности, в свою очередь, также приводит ко многим негативным последствиям, таким как ухудшение отношений между людьми, утрата доверия между ними, снижение качества жизни и нарушение общественного порядка, что абсолютно недопустимо и неприемлемо среди членов мусульманской уммы. Передают со слов ан-Ну‘мана ибн Башира, что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ты видишь, что в своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны [единому] телу: когда [одну из] частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой»[6].

Принципы налогообложения в исламе подробно рассмотрены в труде Абу Юсуфа «Китаб аль-харадж», к базовым принципам следует отнести обоснованность, прозрачность налогов и их необременительность для налогоплательщика[7].

Среди тех, кто задает подобные вопросы, связанные с уклонением от налогообложения через модель черной зарплаты, несомненно, есть пенсионеры, которым элементарно не хватает пенсии на жизнь. Пытаясь свести концы с концами, они вынуждены устраиваться на работу, соглашаясь получать черную зарплату. Ведь если они будут получать белую зарплату, то лишатся индексации к пенсии, которая заморожена работающим пенсионерам в Российской Федерации с 2016 года.

На сегодняшний день нет ни одного государства, налоговая система которого считалась бы идеальной, поэтому процесс правотворчества в налоговой сфере должен быть нацелен на качественное совершенствование налоговых механизмов, предусматривающих повышение эффективности системы налогообложения при значительной социальной защите граждан.

Таким образом, исходя из вышеприведенных аргументов, использование механизма черной зарплаты с целью уклонения от выплаты налогов в своей основе запрещено в исламе, кроме случаев крайней необходимости, когда речь идет о сохранении жизни.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ,

выпускник факультета исламского права и законоведения

Иорданского государственного университета (Амман)

Муратов Мухаммед Рустямович

[1] См.: Социальная доктрина российских мусульман, М., Издательский Дом «Алтын мирас», 2017. С. 50.

[2] См.: Абу Дауд С. Сунан [Свод хадисов Абу Дауда]. Эр-Рияд: аль-Афкар ад-даулийя, 1999. С. 398, хадис № 3594.

[3] См.: Беккин Р. И. Исламская экономика: Краткий курс. М., АСТ: Восток-Запад, 2008. С. 141, 142

[4] См.: Большаков О. Г. История халифата, М.: Вост. лит., 2010. Т. 2. С. 633-656.

[5] См.: РосКо – Консалтинг и аудит. Белая, серая и черная зарплата. Преимущества и последствия // Клерк : [сайт]. — URL: https://www.klerk.ru/blogs/rosco/493148/ (дата обращения: 02.10.2023).

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Эр-Рияд: аль-Афкар ад-даулийя, 1998. С. 1164, хадис № 6011.

[7] См.: Абу Юсуф. Китаб аль-харадж. СПб.: Центр Петербургское востоковедение, 2001.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить