Вопрос.
В мобильном банке за хранение денег в депозите каждый месяц добавляется небольшая сумма на общий счет (проценты). Можно ли ими пользоваться? И, если нельзя, что с ними делать? Некоторые говорят, что можно, другие – что нельзя…
Ответ.
Сегодня ни один человек не может обойтись без банковских услуг. Кто-то имеет пассивный доход из-за удобства, а кто-то – вынужденно, когда работодатель перечисляет зарплату на счет или когда пенсионный или социальный фонд осуществляет перечисления на банковскую карту.
Если оформлена дебетовая карта, которая не предполагает начисление процентов, тогда нет особых проблем, клиент получает на пластиковую карту зарплату, расплачивается ею в магазине, снимает остаток или переводит другим, пользуется услугой банка за определенную комиссию. Но если это депозит, с начислением процентов, то это ростовщичество (риба), запрещенное в Исламе. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Те, кто живет за счет ростовщичества, восстанут не иначе как пораженные сатаной. А причина этого в том, что они приравняли торговлю к ростовщичеству. Аллах (Бог) разрешил торговлю, но запретил ростовщичество» (Коран 2:275). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1]. Доводы указывают на тяжесть данного греха, поэтому не стоит оформлять подобные карты, а при заключении договоров, необходимо выбирать дебетовую карту.
Тем не менее, если таковой возможности нет или происходит начисление процентов на дебетовую карту (например, в некоторых банках), необходимо избавляться от процентных начислений. Всевышний Аллах говорит в Коране: «А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (Коран 2:279). Мусульманин может продолжить использовать карту, но полученные выплаты необходимо снимать со счета и раздавать в качестве милостыни, но не от себя, а в качестве меры избавления от порочных средств.
Известный ученый ханафитского мазхаба Ибн ʻАбидин пишет: «Если человек умрет и оставит [после себя] имущество, заработанное от торговли спиртным или захваченное по несправедливости или путем получения взяток, то его наследники должны отказаться от этого. Ничего они не должны получить для себя, им следует найти владельцев этого имущества, которым оно принадлежит по праву. Если это невозможно, то они обязаны раздать его в качестве милостыни»[2].
Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламской юриспруденции Исламского университета города Медины (КСА) Тугушев Рашит Абдеряшитович
[1] Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Каир: ʻИса аль-баби аль-халяби, 1955. С. 1219, хадис № 106-(1598)
[2] Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн ‘Абидин) [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 6. С. 385.