Можно ли работать курьером, зная, что доставляешь свинину?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Можно ли работать курьером, зная, что доставляешь свинину?

Ответ. Мусульманин во всех сферах жизнедеятельности должен оставаться набожным и соблюдать Божьи заповеди. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Будьте набожными должным образом и умирайте не иначе как будучи покорными [Аллаху]» (Св. Коран, 3:102). Мусульманин должен сторониться запретного как для личного пользования, так в сфере продаж и распространения. Относительно торговли свининой есть несколько хадисов посланника Аллаха.

Передается, что когда пророк Мухаммад вошел в Мекку [вместе с мусульманами в девятом году хиджры, то] сказал: “Воистину, Аллах (Бог) и Его посланник запретили продажу хамра [всего того, что опьяняет, одурманивает рассудок], мертвечины, свиней и идолов”. [Его] спросили: “О посланник Божий, а что ты скажешь о жире мертвечины, которым люди покрывают [борта и днище] судов, а также смазывают кожу [кожаные изделия, защищая от высыхания], и который используют для освещения? [Допускается ли торговать этим?]”. Он ответил: “Нет, это харам [запретно. Торговать этим запрещено!]. Аллах (Бог) наказал иудеев [в свое время] за то, что, когда Он запретил им [употреблять в пищу] жир [мертвечины], они стали растапливать и продавать его, а [вырученные деньги] проедали [тратили на свои нужды]”[1]. В другом достоверном хадисе сказано: “Поистине, если Аллах (Бог) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]”[2].

В условиях работы в странах с проживанием мусульман в меньшинстве, с учетом небольшого выбора подходящей дозволенной работы, приступая к курьерской работе, мусульманин должен оценить степень преобладания запретного над дозволенным. В первую очередь, следует выбирать такие дозволенные сферы, как стройматериалы, компьютерная техника, канцтовары, сантехника и т. п. Если степень запретных товаров значительно меньше дозволенных, то мы не можем говорить о категорической запретности этой работы. Если человек стоит перед выбором ‒ остаться без работы (тем более если на его иждивении есть семья) или браться за ту, в которой есть небольшая доля запретного, то исходя из шариатского правила: «из двух зол выбирают наименьшее», он может браться за эту работу, пока не найдет дозволенную.

При этом если работник может вычесть из зарплаты определенную сумму денег, заработанных запретным путем, и избавиться от них, например, раздав нуждающимся, то ему следует сделать это. Так как милостыня гасит гнев Всевышнего и служит искуплением грехов. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «О сонмище купцов! Поистине, в торговых отношениях присутствует сатана и греховность, так смешивайте же [вашу торговлю] милостыней»[3].

Если человеку не хватает остающегося заработка для покрытия первостепенных нужд (еда, одежда, лечение, жилье) личных и его семьи, то он может использовать и зарплату, полученную запретным путем, настолько, насколько это ему необходимо, но не более того. Основанием для такого решения служат канонические правила: «Сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»[4]; «Затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»[5]; «Вынужденность определяется сложностью обстоятельств»[6], которые находят свое отражение в таких аятах Священного Корана, как: «Не возлагает Аллах (Бог) на душу сверх ее сил» (Св. Коран, 2:286), «Он [Господь миров] избрал вас и не сделал для вас затруднений в религии» (Св. Коран, 22:78), «Аллах (Бог) желает вам облегчения и не желает вам трудностей» (Св. Коран, 2:185), «Не желает Аллах (Бог) тягот для вас, однако хочет очистить вас и дополнить милость Свою к вам» (Св. Коран, 5:6), «Так будьте набожны пред Аллахом (Богом) в меру ваших сил и возможностей» (Св. Коран, 64:16).

Подводя итог, следует отметить, что продажа свинины так же, как ее употребление в пищу, является запретной. Исходя из заповеди Всевышнего «Помогайте друг другу в благочестии и набожности и не помогайте друг другу в грехах и вражде» (Св. Коран, 5:2), мусульманину не следует работать в курьерской службе, доставляющей свинину. За исключением случаев, упомянутых выше.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета педагогики и арабского языка Международного исламского университета Аль-Азхар Зайнуддинов Дамириджан Рустамджонович

 

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 658, хадис № 2236; ан-Найсабури М.Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998.С. 645, хадис № 71–(1581); ан-Навави Я. [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 11. С. 5–8, хадис № 71–(1581) и пояснение к нему. [Электронный ресурс] URL: https://umma.ru/prodazha-mertvechiny-i-tovarov-soderzhashhih-ee-chasti/ (дата обращения: 01.06.2022)

[2] См.: Абу Дауд С. Сунан аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 388, хадис № 3488, “сахих”. [Электронный ресурс] URL: https://umma.ru/prodazha-mertvechiny-i-tovarov-soderzhashhih-ee-chasti/ (дата обращения: 01.06.2022)

[3] См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘ ат-тТирмизи [Сборник хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 215, хадис № 1208.

[4] См.: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 74, 75.

[5] См.: там же. С. 71–73.

[6] См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить