Можно ли совмещать намазы?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Возможно ли совмещать или переносить время совершения намазов? Люди, живущие и работающие в мегаполисах, часто не могут полноценно исполнять их. Ограниченное время между намазами, плотный график работы и загруженность на дорогах, особенно в зимнее время, не позволяют совершать поклонения Всевышнему в строго определённое время и с соблюдением необходимых условий. Дайте, пожалуйста, ответ на основе мнений ханафитского и шафиитского мазхабов.

Ответ. Ученые-богословы, кроме ханафитов, разрешают объединять молитвы по каноническим причинам (страх, путешествие, дождь), а в некоторых вынужденных ситуациях ‒ и без таких причин.

Приведем некоторые доводы о допустимости объединения молитв:

  1. Сообщается, что когда посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) выходил в путь днем, он объединял вторую молитву и третью, а когда собирался быть в пути ночью – объединял четвертую с пятой[1].
  2. Передается, что Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) объединял полуденную молитву (зухр) с послеполуденной (аср), вечернюю молитву (магриб) с ночной (‘иша) не по причине страха и путешествия[2], в другом варианте «…и дождя»[3].
  3. Ибн ‘Аббас передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), объединяя молитвы, не хотел затруднений своей общине[4].
  4. У Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) спросили, почему он объединял молитвы? Он ответил: «Это будет облегчением для моей уммы»[5].

Богословы-шафииты интерпретируют слово «объединял» как «совершал их одну за другой в общем промежутке времени». То есть вторая может быть совершена с третьей от начала времени второй и до конца временного промежутка третьей; четвертая с пятой – от начала времени четвертой до конца пятой[6].

Богословы-ханафиты, как уже было сказано выше, не допускают совершения молитвы до наступления ее времени. Они трактуют слово «объединял» как «совершал молитвы на стыке времен», то есть вторую молитву – в конце ее времени, а третью – в начале часа положенного ей; четвертую в конце ее временного промежутка, а пятую – в начале времени, отведенного для нее. Аргументируют они свою позицию тем, что передал Ибн ‘Аббас: «Я молился вместе с Пророком восемь [ракяатов] вместе и семь [ракяатов, т. е. три ракяата вечерней молитвы, а вслед за ними четыре ракяата ракяата ночной молитвы] вместе [один намаз за другим]. У него спросили: «Возможно, что это было в форме оставления второй молитвы (Зухр) напоследок и совершения третьей (‘Аср) в самом начале ее времени; а также с задержкой четвертой (Магриб) на конец времени и совершением пятой (‘Иша’) в самом начале ее временного отрезка?» «Думаю, так», – ответил он[7]. Это мнение ханафитов разделяют и другие ученые, такие как аль-Куртуби, ат-Тахави и аш-Шавкяни[8].

Учитывая вышесказанное, можно сделать следующий вывод. Объединять молитвы в вынужденных случаях можно, но при этом необходимо знать следующее:

  1. Объединение молитв следует считать исключением из общепринятых правил, говорящих о необходимости совершения каждой молитвы в свое время.
  2. Пророк объединял молитвы, но не делал это постоянно. Следовательно, рассматривать объединение молитв следует лишь в качестве исключения, а не как общее правило, к которому можно прибегнуть в любое время.

Ученые-богословы считают, что в вопросе допустимости объединения молитв каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, ведь она индивидуальна для каждого человека, и норма может отличаться. Они говорят: «Кто объединит две молитвы, не имея оправдания в шариате и соответствующих причин, тот совершит один из больших грехов»[9].

Заключение

Объединять молитвы по причине трудовой занятости, учёбы и т.д. в мегаполисах дозволено в качестве исключения. Человек сам должен оценивать сложившуюся ситуацию, страшиться гнева своего Господа и не следовать своим прихотям и страстям.

 

Председатель Совета улемов Ярославского мухтасибата ДУМ РФ, имам-хатыб Ярославской соборной мечети Магомедкаримов Магомед Магомедович

 

[1] Имам Малик. Аль-муватта. С. 120, хадис № 335.

[2] См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 279, хадис № (705)-49.

[3] См.: там же. С. 279, хадис № (705)-54.

[4] См.: там же. С. 279, хадис № (706)-53

[5] См. Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Каир: ‘Иса аль-Баби аль-Халяби, 1955. Т. 1. С. 490, хадис № 705.

[6] См.: [Электронный ресурс] URL: https://umma.ru/obedinenie-namaza-v-zatrudnitelnyh-situatsiyah/ (дата обращения: 01.06.2022)

[7] См.: Ан-Навави Я. Сахих Муслим би шарх ан-Навави. Т. 3, ч. 5, с. 217, хадис № 705/55.

[8] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. Каир: аль-Хадис, 1993. Т. 3. С. 258.

[9] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Египет: Мустафа аль-Баби аль-Халяби, 1975. Т. 1. С. 356.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить