Можно ли заключенному совмещать намазы?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Считается ли положение заключённого (подследственного или осуждённого) равным статусу путника? Среди подследственных, подозреваемых, подсудимых и осужденных, исповедующих Ислам, бытует мнение, что пока ты не в своём районе (крае, области, городе), то являешься путником. В большей степени это отражается на молитвах, которые сокращаются (например: молитвы зухр, аср и иша с четырёх ракяатов до двух). Хотелось бы узнать о совершении молитв в местах лишения свободы с учётом главенствующих в учреждениях УИС Правил внутреннего распорядка (ПВР).  

Ответ. Тюремное заключение само по себе не является для мусульманина причиной сокращения или объединения молитв. Мусульманин, отбывающий наказание в местах лишения свободы, должен совершать молитву так, как обычно совершает ее находящийся на свободе. Однако, если он выехал[1] в путь, направляясь в какое-либо место, расстояние до которого больше расстояния, когда сокращение молитв становится допустимым[2], или когда он прибыл в СИЗО, колонию и т.п. на срок менее (15[3] или 4[4]) дней или на неопределенный срок[5] и ожидает отправки в другой населенный пункт, и эта отправка может произойти в любой момент[6], то в подобных ситуациях мусульманину позволительно сокращать молитвы. В этом уверены большинство богословов, в том числе учёные ханафитского[7] и шафиитского[8] мазхабов. Что же касается объединения молитв, то большинство[9] ученых также разрешают его в вышеупомянутых случаях.

Важно знать, что ученые не допускают сокращения и объединения молитв путнику в тех случаях, когда он отправляется в дорогу для совершения чего-либо греховного[10].

Что же касается совершения молитв в мечети (при ее наличии) коллективно, а также совершения пятничной молитвы, то мусульманин, отбывающий наказание в местах лишения свободы, не являющийся путником, должен соблюдать из этих норм то, что ему удается. И нет на нем греха, если он не сможет совершать молитвы в мечети или хотя бы коллективно в отрядах из-за правил внутреннего распорядка в учреждениях УИС[11]. Всевышний сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Св. Коран, 2:286).

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламского права университета «Умм аль-Кура» (Мекка, КСА) Аршиев Батраз Магометович

 

[1] Например, когда администрация тюрьмы перевозит заключенных из одного населенного пункта в другой.

[2] По мнению ханафитов – 89 км.  См.: аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2002. Т. 1. С. 470. По мнению шафиитов – 81 км. См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж [Подарок нуждающемуся в комментарии к книге «аль-Минхадж»]. Каир: аль-Хадис, 2016. Т. 1. С. 392.

[3] По мнению ученых ханафитского мазхаба. См.: аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 2. С. 482, 483.

[4] По мнению ученых шафиитского мазхаба. См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж. Т. 1. С. 391.

[5] Даже если этот срок будет длительным.

[6] Если дата отправки неизвестна, однако он знает, что она будет не ранее чем через 4 дня (по мнению шафиитов) или 15 дней (по мнению ханафитов), то в такой ситуации сокращать и совмещать намазы нельзя.

[7] См.: аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 463.

[8] См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж. Т. 1. С. 392.

[9] В соответствии с мнением маликитов, шафиитов и ханбалитов.

[10] См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами. Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж. Т. 1. С. 396.

[11] Из-за этих правил они не могут совершать молитвы ‘иша и фаджр, когда им запрещают делать что-либо после отбоя.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить