Вопрос. Российские тюрьмы — это государственные учреждения. В соответствии с этим вопрос пищи на предмет дозволенности (халяль) и запретности (харам) актуален. Приготовление пищи в учреждениях УИС возможно не только из рыбы, курицы, говядины, баранины, но и также свинины. Учёт того, кто находится в заключении, мусульманин, иудей или христианин, в вопросе пищи не ведётся. Также есть вопрос о государственных закупках, которые проходят в соответствии с законодательством по определённым параметрам. При этом параметр “Халяль” при формировании тендера не прописывается. На данный момент заключённый-мусульманин может употреблять в пищу то, что дают, а может и не употреблять то, что дают, и закрывать вопрос питания через интернет-магазины, в которых представлены продукты халяль (если у него есть на то средства). В связи с этим просим Вас разъяснить границы дозволенного относительно еды, которую употребляют в учреждениях УИС. Что можно и что нельзя кушать из того, чем снабжают нас, заключенных?
Ответ. Мусульманину дозволено есть только ту еду, которая является халялем. В Коране и хадисах определены категории видов еды, которые запретны для мусульманина. «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то нет на нем греха. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный». (Св. Коран, 2: 173). Также сказано в Коране: «Запретно для вас [употребление в пищу] мертвечины, крови, мяса свиньи и [всего] того, что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа). [Также запретны для вас животные] задушенные (умершие от удушья), убитые ударом, упавшие с высоты [и разбившиеся насмерть], убитые [другим животным] и те, что поедены (покусаны) хищниками, исключение – если вы [успев застать этих животных еще живыми] перерезали им шейные артерии [для выхода крови]. [Запретны для употребления в пищу] животные, принесенные в жертву идолам…» (Св. Коран, 5: 3)[1].
В Коране сказано также, что мусульманам разрешено есть мясо животных, заколотых людьми Писания[2]: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им…» (Св. Коран, 5: 5). Особое внимание нужно обращать на мясо, так как в нашей стране в подавляющем большинстве случаев оно оказывается не из той категории, которая дозволена для мусульманина. Говоря иначе, не халяль (см. выше, первый абзац ответа). Распространено мнение, что можно употреблять в пищу любое мясо, которое имеется на территории России, но это – заблуждение. Известно, что многие россияне, считающие себя христианами, не придерживаются предписаний христианства, тем более в вопросе заклания жертвенного животного[3]. Поэтому следует отказываться от мяса, не прошедшего сертификацию по стандарту «халяль» или «кошер»[4], или когда точно не известно, что животное было убито по правилам Ислама. Не следует руководствоваться фетвой о том, что достаточно сказать «бисмилля», и мясо становится дозволенным. Как сказано на официальном сайте Генерального управления по вакфам (Катар), «упоминание имени Всевышнего над мясом, заколотым не по мусульманскому методу, не делает его дозволенным. Это допускается лишь в том случае, когда неизвестно, говорилось ли “бисмилля” над животным, которое закалывал мусульманин, или человек Писания по узаконенному для его религии методу»[5]. Заключенный может заменить мясо рыбой, или фасолью, или другими видами вегетарианских продуктов[6].
Таким образом, у заключенного есть несколько вариантов питания при отсутствии халяльной или кошерной пищи:
а) исключить из своего рациона мясные изделия;
б) употреблять то, что он получает в виде посылок;
в) покупать халяль-продукты в киосках или интернет-магазинах, к которым есть доступ.
Выпускник педагогического факультета университета «Аль-Азхар» г. Каир Арабской республики Египет Хайбуллин Ишмурат Назирович
[1] См. [Электронный ресурс] URL: https://umma.ru/sura-5-al-maida-trapeza/ (Дата обращения: 12.05.2022).
[2] См.: Аль-‘Айни Бадрутдин. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-Бухари. [Опора читающего, толкование сахиха аль-Бухари]. Египет. Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя, [б. г.] Т. 17. С. 237.
[3] См. например, анализ на сайте umma.ru. [Электронный ресурс] URL: https://umma.ru/sura-5-al-maida-trapeza/ (Дата обращения: 12.05.2022).
[4] Kosher (кошер) – сертификат качества, подтверждающий соответствие продукции, ингредиентов и процессов производства еврейскому диетарному закону. Кошерная сертификация — это проверка предприятия и сырья на соответствие правилам, предусмотренным законами иудаизма. См. сайт сертификации и услуги соответствия нормативным требованиям “Изи Штандарт” [Электронный ресурс] URL: https://easy-standart.by/kosher (Дата обращения: 27.05.2022). Мусульмане могут есть мясо, приготовленное по таким стандартам. Основанием для этого является достоверный хадис о том, что иудейка принесла Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) мясо, и он поел его. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Дамаск: ибн Касир. С. 635.
[5] См. [Электронный ресурс] URL: https://www.islamweb.net/ar/fatwa/333340. (Дата обращения: 12.05.2022).
[6] См. [Электронный ресурс] URL: https://umma.ru/mozhno-li-est-pishhu-hristian-i-iudeev/ (Дата обращения: 12.05.2022).