Можно ли заключенным во время проверки прерывать намаз?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. В СИЗО люди находятся под большим контролем: часто проводятся проверки, в том числе неожиданные. Согласно правилам, во время проведения проверки все в камере должны встать, поприветствовать сотрудников ФСИН и ждать окончания процедуры. Нередки случаи прихода проверяющих в то время, когда мусульмане молятся. Молитву при этом они не прекращают, из-за чего получают взыскания, которые идут в личное дело и негативно сказываются на их будущем. Иногда мусульмане, слыша о приближении подобной проверки, специально и демонстративно встают на молитву. Допустимо ли подобное отношение к религии?

Ответ. В вопросе поднимаются две проблемы:

  1. Прерывание молитвы-намаза.
  2. Использование ее в качестве средства для саботажа и протеста.

Рассмотрим эти проблемы:

  1. Каноны Ислама позволяют прервать молитву-намаз лишь при наличии достаточной канонической причины.

Основные канонические причины можно свести к трем категориям[1]:

  • спасение жизни,
  • предотвращение вреда,
  • предотвращение материального ущерба.

Правила шариата предписывают сравнивать общее благо (маслаха) и вред (мафсада) каждого из двух дел[2], и в соответствии с этим делать окончательное предпочтение. Несомненно, молитва важна, но ее можно восполнить, в отличие, например, от человеческой жизни и здоровья[3].

Пребывание в местах, связанных с ограничением свободы, однозначно относится к вынужденным ситуациям, в которых для мусульман есть определенные послабления, а неподчинение внутреннему распорядку СИЗО чревато ухудшением условий пребывания. В частности, из-за этого вполне можно попасть в карцер.

Впрочем, бывает, что администрация лояльно относится к молитве, и не требует ее прерывания. Поэтому мусульманин, оказавшийся в СИЗО, обязательно должен взвесить все за и против, прежде чем принять окончательное решение.

  1. Саботаж посредством молитвы – весьма сомнительная практика, которая лишает молитву искренности или сильно умаляет ее. Ведь в этом случае человек смешивает в своем намерении настрой на получение довольства Всевышнего с мирскими обидами и зловредностью.

Более того, конфликты невыгодны никому, поэтому, как правило, между администрацией СИЗО и подследственными существуют негласные договоренности: определенная лояльность администрации в обмен на четкое выполнение требований внутреннего распорядка учреждения. И когда отдельные личности начинают выражать свое недовольство посредством подобных действий, это приводит к нарушению договоренностей и, соответственно, потере лояльности по отношению ко всем подследственным. Мало того, что подобное поведение греховно, поскольку нарушение договоренностей является одним из явных грехов в Исламе, оно вредит и интересам местной общины.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламского права университета Аль-Карауин, г. Фес, Марокко Ахметжанов Руфат Сафаевич

 

[1] Например, Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн ‘Абидин). [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1998. Т. 6. С. 438-441.

[2] В контексте ответа: прерывание молитвы или ее продолжения.

[3] См., например: [электронный ресурс] // URL: https://www.masrawy.com/islameyat/fatawa-3badat/details/2015/12/15/714667/%D9%87%D9%84-%D9%8A%D8%AC%D9%88%D8%B2-%D9%82%D8%B7%D8%B9-%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%84%D8%A7%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%85%D9%81%D8%B1%D9%88%D8%B6%D8%A9-%D9%84%D8%B9%D8%B0%D8%B1- ; https://www.islamweb.net/ar/fatwa/26303/%D8%AD%D9%83%D9%85-%D9%82%D8%B7%D8%B9-%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%84%D8%A7%D8%A9-%D9%84%D9%84%D8%B6%D8%B1%D9%88%D8%B1%D8%A9

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить