Насколько правильно при забое жертвенных коров включать в долю Пророка?

  • 5 месяцев назад
  • 1

 

Вопрос. Некоторые при забое жертвенных коров включают в долю Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Насколько это правильно по мнению ханафитов?

Ответ. Согласно мнению ханафитских богословов, жертвоприношение за Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) относится к желательным деяниям (мустахаб). Они апеллируют к следующим доводам:

  1. Любой богоугодный поступок (‘ибада) может быть посвящен покойному мусульманину. Наличием соответствующего завещания или просьбы покойного при этом он (поступок) не обуславливается[1].

В хадисах говорится:

‒ Со слов Ибн ‘Аббаса передается, что одна женщина из [племени] Джухайна пришла к Пророку (да благословит его Всевышний и приветствует) и сказала: «Моя мать дала обет совершить хадж, но не совершила его до своей смерти. Мне совершить хадж за нее?» Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Соверши хадж за нее. Послушай, если бы на твоей матери был долг, ты выплатила бы его? Выплачивайте долги перед Аллахом, ведь Он более достоин выплаты»[2].

‒ Со слов Са’да ибн ‘Убады передается, что он спросил у посланника Аллаха: «Моя мать умерла, какое подаяние за нее лучшее?» «Вода», – ответил Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует). Тогда Са’д вырыл колодец и сказал: «Это за мать Са’да»[3].

Согласно этим хадисам, доброе деяние от имени покойного принимается Всевышним.

  1. Конкретно о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) приводится следующий хадис. Со слов ‘Али передается: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел мне приносить за него жертву, и я всегда буду жертвовать за него»[4].

Несмотря на претензии некоторых хадисоведов[5] в отношении передатчиков этого хадиса, он является прямым каноническим указанием (насс) в этом вопросе и прекрасно соотносится с другим хадисом со слов посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует)[6]. Со слов Хузайфы передается: «[Однажды] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принес в жертву двух красивых баранов. Когда он резал первого, то говорил: «Это за Мухаммада и за род Мухаммада», а когда резал второго, то говорил: «Это за тех из моей общины, кто свидетельствовал Тебе о единобожии и свидетельствовал мне о [моем] пророчестве»[7].

Жертвоприношение за Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) следует делать каждый год, как самостоятельно, так и в долевом участии, при наличии достатка[8].

При этом необходимо понимать, что такое жертвоприношение может быть совершено только в качестве дополнения к собственной обязанности перед Всевышним, а не вместо нее.

Поэтому, если достаток позволяет зарезать только одного барана или, например, выкупить только одну долю коровы, то жертвоприношение совершается от себя в обязательном порядке.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламского права

Университета «аль-Карауин», г. Фес, Марокко Ахметжанов Руфат Сафаевич

______________________________

[1] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн ‘Абидин) [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б.г.]. Т. 3. С. 142, 143; Т. 4. С. 10-12.

[2] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: Ас-салям, 1996. Т. 1. С. 257, хадис № 1852.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Бейрут: Аль-китаб аль-‘араби, [б.г.]. Т. 2. С. 349, хадис № 1683; ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 1990. Т. 3. С. 566, хадис № 3668; Ибн Хузайма. Сахих ибн Хузайма [Свод хадисов Ибн Хузаймы]. Бейрут: Аль-мактаб аль-ислямий, 1991. Т. 4. С. 193, хадис № 2496.

[4] Абу Дауд С. Сунан аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Бейрут: Аль-китаб аль-‘арабий, [б.г.]. Т. 3. С. 50, хадис № 2792.

[5] Ибн Хаджар, аз-Захаби, ат-Тирмизи.

[6] См.: Аль-‘Усмани З. И‘ля’ ас-сунан [Возвеличивание (возвышение) Сунны]. Карачи: Идара аль-кур’ан ва аль-‘улюм аль-исламийя. Т. 17. С. 256.

[7] См.: Ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кабир [Большой сборник]. Каир: ибн Таймийя. Т. 3. С. 203, хадис № 3059.

[8] См.: Аль-‘Усмани З. И‘ля’ ас-сунан. Т. 17. С. 259.

 

 

 

Присоединиться к обсуждению

*

code

Compare listings

сравнить