Нужно ли платить закят со средств, отложенных на женитьбу?

  • 3 года назад
  • 1

Вопрос. Молодой человек откладывает часть своего дохода на предстоящую женитьбу. Отложенная сумма достигла нисаба. Нужно ли с нее платить закят?

Ответ. Признанное и наиболее правильное мнение в этом вопросе, подкрепленное доказательствами, заключается в том, что если сэкономленные деньги достигают установленного нисаба (ценза), то после прохождения одного лунного года необходимо выплатить закят с этой суммы в размере 2,5%, независимо от намерения и того, на какие цели они откладывались, будь то сбережения на женитьбу, строительство дома, покупку автомобиля и прочее. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (Св. Коран, 9:103). Также на это указывают слова пророка Мухаммада (да восхвалит его Аллах и облагодетельствует), который сказал Му‘азу ибн Джабалю в то время, когда отправлял его в Йемен: «Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что Аллах предписал выплачивать обязательную милостыню, которая взимается с состоятельных (богатых) людей и отдается местным беднякам и нуждающимся»[1].

Также указывает на обязательность закята с отложенных денег то, что они все еще находятся в руках их владельца и он до сих пор не распорядился ими, в то время как условия обязательности закята были достигнуты, поэтому он обязан выплатить закят. Если человек задерживает с выплатой закята, имея возможность его выплатить, то тем самым он совершает грех.

Имам ан-Навави сказал: «Если закят становится обязательным и есть возможность его выплатить, то верующий должен сделать это незамедлительно. Закят является обязательным к выплате со всех денег, которые достигли нисаба, и [после этого] прошел один [лунный] год, даже если они откладываются на свадьбу, строительство дома или на какие-либо другие цели»[2].

Имам ан-Навави продолжает: «Если прошло несколько лет и при этом закят не выплачивался с этих средств, то верующий должен его выплатить за каждый пропущенный год, независимо от того, знал ли он об обязательности закята или нет…»[3].

Что касается фетвы, на которую ссылаются некоторые мусульмане, относительно необязательности выплаты закята с отложенных денег для будущего брака или строительства дома и т. п., то она основана на мнении некоторых ханафитских богословов, например, ибн Аль-Маляка[4]. Он считал, что деньги, отложенные на нужды первой необходимости, освобождаются от закята, так как одним из условий его выплаты является то, чтобы размер отложенных средств превышал сумму, покрывающую основные потребности. Основные потребности – это все, что человеку необходимо для жизни. Например, еда, одежда, питье, жилье и т. д.

В мусульманской правовой энциклопедии Кувейта приводится следующее: «Ибн аль-Малик считал, что дирхамы, достигшие нисаба, которые откладывались на первостепенные нужды, не должны облагаться закятом, даже по истечении года. Но Ибн Нуджейм возразил этому мнению в книге «Аль-бахр ар-раик», сказав, что закят выплачивается с денег независимо от того, откладываются они для роста или для покрытия определенных нужд»[5].

В ходе исследования данного вопроса становится ясным и очевидным, что закят не выплачивается с тех вещей, которыми человек владеет и пользуется для удовлетворения своих нужд, а это дом, мебель, личный автомобиль и т. п. Что же касается накопленных денег, достигших установленных в шариате условий, то с них выплачивается закят, независимо от того, с каким намерением сопровождалось их накопление, будь это предстоящий брак либо нечто иное, так как потребности людей не ограничены.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ,

выпускник факультета хадисоведения

Исламского университета города Медины (КСА)

Асаинов Раиль Фяритович

_______________________________________

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: Абдуль-кадр Шибатуль-Хамад, 2008. Т. 1. С. 397, хадис № 1362.

[2] См.: ан-Навави Яхья Бин Шараф.Аль-Маджму’ шархуль Аль-Мухаззаб. Джидда: Мактаба  аль-Иршад, Ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. Джидда: аль-Иршад, 2008. Т. 5. С. 308.

[3] Там же. Т. 5. С. 310.

[4] Мухаммад ибн Абдуллятыф ибн Аль-Маляк, умер в 854 г. х.

[5] См.: Аль-мавсу‘а аль-фикхийя аль-кувейтийя [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 23. С. 242.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить