Разрешается ли молиться с накрашенными ногтями?

  • 1 год назад
  • 1

Вопрос

Разрешается ли молиться с накрашенными ногтями?

Ответ

Наличие лака на ногтях не влияет на целостность молитвы. Выполнять молитву с накрашенными ногтями допустимо, но при условии, что лак был нанесен после совершения омовения[1].

Одним из основных условий правильно совершенного омовения является очищение водой тех частей тела, которые должны быть омыты[2] (ногтевые пластины входят в их число), и не должно ничего препятствовать попаданию на них воды[3].

Присутствие лака на ногтях (накладных, нарощенных) делает невозможным проникновение воды к ногтевой пластине, а значит, совершенное при этом омовение будет недействительным, что, в свою очередь, делает и саму молитву недействительной.

Если женщина, совершив полное омовение (гусль), обнаружила, что она забыла предварительно снять лак с ногтей, заново совершать полное омовение (гусль) не нужно: достаточно очистить ногти от лака и помыть их водой.

В случае, если человек находится в затруднительном положении, как, например маляр, который постоянно имеет дело с лаком, краской и другими веществами, сильно въедающимися в кожу, ему разрешается по несколько раз в день не счищать с себя полностью остатки этих веществ из-за затруднительности процедуры. Данные выводы опираются на общепринятые правила фикха: «Затруднение [препятствующее исполнению обязательства или соблюдению условия] влечет облегчение»; «Если обстоятельства оказались затруднительными [для точного следования норме], то проявляется снисхождение [допускающее отход от установленного правила]»[4]. Основу данных правил составляет следующий аят: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». (Св. Коран, 2:185).

Важно понимать, что на сегодняшний день существуют аналоги обычным лакам – водопроницаемые лаки (дышащие), которые не препятствуют проникновению воды к ногтевой пластине. Наличие такого рода лака на ногтях допускается при совершении омовения, но с условием, что эти лаки действительно пропускают влагу. Рисунки хной (и любые другие украшения, не создающие преграды для проникновения воды к коже) также допустимы при совершении омовения и выполнении молитвы.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускница факультета исламской юриспруденции Европейского института гуманитарных наук (EIHS, Великобритания  Ковалева Елена (Марьям) Владимировна

__________________

[1] См.: Решение Центра фетв Министерства вакуфов и религиозных дел Катара [электронный ресурс] https://www.islamweb.net/ar/fatwa/312373/ (дата обращения 18.08.2022).

[2] См.: Мавляви Ф. Тайсир фикх аль-‘ибадат [Облегченный фикх по [вопросам] поклонения]. Бейрут: аль-Ислямийя, 2001. С. 71.

[3] См.: Ашур А. Аль-фикх аль-муяссар ви аль-‘ибадат ва аль-му‘амалят [Облегченный фикх по [вопросам] поклонения и взаимоотношений [между людьми]]. Дамаск: аль-Хайр, 2003. С. 26.

[4] См.: Сюкияйнен Л.Р. Общие принципы фикха как юридическое выражение этических ценностей ислама [электронный ресурс] https://iphras.ru/uplfile/smirnov/ishraq/1/sukiy.pdf  (дата обращения 18.08.2022).

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить