Разрешается ли мусульманину принимать меры в отношении мусульманина-нарушителя?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Разрешается ли мусульманину в рамках исполнения религиозного долга удерживать от порицаемого своего брата или группу людей, действия которых порочат образ Ислама и выходят за рамки собственно правового поля? В том числе использовать «не шариатские» методы, например, обращаться с официальными письмами в разные инстанции и привлекать к вопросу административный ресурс и правоохранительные органы, если шариатские методы (увещевание, бойкот) ими не воспринимаются? Обращение же в государственные инстанции эти нарушители называют «куфром» (неверием), чем манипулируют мусульманами, лишая их возможности воспользоваться своим гражданским правом, что и развязывает им руки.

 Ответ. Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Помогите своему брату, если он угнетатель или угнетенный», тогда человек спросил: «О посланник Аллаха, как помочь, если он угнетатель?». Пророк ответил: «Удержи его от угнетения, этим и поможешь ему»[1]. Исходя из этого хадиса, мы понимаем, что обязаны удержать мусульманина, который совершает преступные деяния. Для этого нужно стараться решить вопрос внутри местной мусульманской общины. А мусульманам следует подчиняться решению руководителя данной общины[2]. На это указывают следующие аяты Священного Корана:

‒ «Воистину, верующие – братья. Поэтому примиряйте своих братьев» (Св. Коран, 49:10).

‒ «О те, которые уверовали, будьте покорны Аллаху (Богу, Господу), Пророку и вашим руководителям» (Св. Коран, 4:59).

Если нарушитель не подчиняется и все внутриобщинные способы влияния на него исчерпаны, то руководство общины мусульман должно принимать необходимые меры с целью сохранения пяти необходимых потребностей (ценностей) шариата, а именно: защиты религии, души (жизнь), разума, потомства (честь) и имущества. Такими мерами могут быть в том числе обращения к государственным структурам.

Отношения между гражданами и государством регулируются конституцией и законодательством, которые рассматриваются с точки зрения шариата как необходимый общественный договор, направленный на сохранение порядка и мира в обществе. Необходимым условием при этом является гарантированная свобода вероисповедания. В связи с этим обращение в государственные инстанции является шариатским методом. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) соблюдал и руководствовался правилами, принятыми в Мекке, например, использовал права покровительства знатных и влиятельных людей. Он воспользовался покровительством вождя рода Науфаль Мут‘им ибн ‘Адий из числа курайшитов, который был в то время неверующим, чтобы безопасно войти в Мекку после возвращения из города Ат-Таиф[3], а также составил мединский договор[4] для многонационального и многоконфессионального народа, жителей Медины. В этом договоре были установлены законы, регулирующие отношения между жителями Медины, арабами и евреями, как гражданами одного государства.

Учитывая вышесказанное, мы можем установить порядок принятия мер в отношении мусульманина нарушителя:

  1. Следует обратиться к руководству местной общины мусульман для разрешения вопроса.
  2. В случае неподчинения руководству мусульманской общины допускается по шариату обращаться в государственные структуры.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник шариатского факультета Европейского института гуманитарных наук (Шато-Шинон, Франция) Бардвил Висам Али

 

[1] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Бейрут: Туку ан-наджат, 2001. Т. 3. С. 128, хадис № 2444.

[2] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2004. С. 589, хадис № 10004.

[3] См: Ибн Кясир И. Ас-сира ан-набавия [Жизнеописание Пророка]. Бейрут: аль-Мар‘ифа, 1976. Т. 2. С. 321.

[4] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия [Жизнеописание Пророка]. В 2 т. Каир: Мустафа аль-баби аль-халяби, 1955. Т. 1. С. 381.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить