Разрешается ли пожимать руки после коллективной молитвы?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос

Разрешается ли пожимать руки после коллективной молитвы?

Ответ

Рукопожатие после любой молитвы – это вполне допустимая (мубах), а то и желательная (мустахабб) практика[1].

На это указывают следующие доводы:

  1. Хадис: «Со слов Абу Джухайфы[2] передается, что однажды в полдень Посланник (да благословит его Всевышний и приветствует) отправился в аль-Батху[3], где сделал омовение, а затем сократил полуденную (Зухр) и послеполуденную (Аср) молитву, поставив перед собой преграду и дав возможность женщине пройти за ней. После завершения молитвы люди подошли к Посланнику (да благословит его Всевышний и приветствует) и стали брать его руки и протирать ими свои лица. И я тоже взял его руку и положил ее себе на лицо, – говорит Абу Джухайфа, – она была холоднее снега, и от нее исходил аромат приятнее, чем мускус»[4].

Таким образом, брать человека за руку после намаза в благих целях (в хадисе речь идет о получении благословения (табаррук)) разрешено. Следовательно, разрешено и здороваться с человеком, проявляя к нему братскую любовь и уважение.

  1. Общий смысл хадисов о рукопожатии, например: «Если два мусульманина встретятся и пожмут друг другу руки, то им будет прощено до того, как они разойдутся»[5].

В комментариях к этим хадисам аш-Шурунбуляли[6] пишет: «Ученые указывали, что рукопожатие является сунной, не связывая это с каким-либо определенным временем»[7].

Ан-Навави[8] пишет: «Знай, что рукопожатие желательно (мустахабб) при каждой встрече. Что касается обычая жать руку после утреннего и послеполуденного намаза[9], то в таком виде на это действие нет канонического довода. Однако в этом обычае нет ничего страшного, ведь рукопожатие в основе своей является сунной…»[10].

Он же пишет: «Приветствие человека, который был с молящимся до молитвы, допустимо (мубах), а человека, который не был с ним до молитвы – сунна»[11].

  1. Рукопожатие несет в себе важную социальную функцию: оно способствует укреплению братских связей, добрым отношениям, уменьшает напряженность в обществе, а также является практическим выражением заключительного приветствия в молитве[12].

Впрочем, есть богословы, которые считают этот обычай нежелательным, а то и запретным нововведением, поскольку простой человек может подумать, что рукопожатие после намаза является сунной, а это, по их мнению, не так[13].

Однако отсюда следует, что если мусульманин убежден, что это не сунна, а нововведение (пусть и допустимое), то рукопожатие после молитвы не будет считаться макрухом. Более того, эти же богословы полагают, что если человек протянул тебе руку, ты должен ее пожать, иначе это может обидеть его и ухудшить с ним отношения[14].

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламского права университета аль-Карауин, г. Фес, Марокко Ахметжанов Руфат Сафаевич

_____________________________

[1] См., например, фетву Ш. ‘Алляма, муфтия Египта: [электронный ресурс] // URL:  http://www.dar-alifta.org/Home/ViewFatwa?ID=16767&title=%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B5%D8%A7%D9%81%D8%AD%D8%A9%20%D8%A8%D9%8A%D9%86%20%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B5%D9%84%D9%8A%D9%86%20%D8%A8%D8%B9%D8%AF%20%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%84%D8%A7%D8%A9%20-%20%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%B3%D8%AA%D8%A7%D8%B0%20%D8%A7%D9%84%D8%AF%D9%83%D8%AA%D9%88%D8%B1%20/%20%D8%B4%D9%88%D9%82%D9%8A%20%D8%A5%D8%A8%D8%B1%D8%A7%D9%87%D9%8A%D9%85%20%D8%B9%D9%84%D8%A7%D9%85 (дата обращения: 29.07.2022)

[2] Абу Джухайфа Вахб ибн ‘Абдуллах (ум. в 74 г. по хиджре) – сподвижник младшего поколения, отличался набожностью и аскетизмом.

[3] Мекканская долина.

[4] Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. Каир: Дар аль-баян лит-турас, [б. г.]. Т. 6. С. 653, хадис № 3553.

[5] Ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: Байт аль-афкар ад-даулийя, [б.г.]. Т.1. С.440, хадис № 2727; Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: Байт аль-афкар ад-даулийя, [б. г.]. Т.1. С.560, хадис № 5211; Ибн Маджа. Сунан Ибн Маджа [Свод хадисов Ибн Маджи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, [б. г.]. Т.1. С.397, хадис № 3703.

[6] Хасан ибн ‘Аммар аш-Шурунбуляли (994-1069 гг. по хиджре, 1585-1659 гг. по григор.) – крупный ханафитский богослов, автор ряда авторитетных трудов и сочинений.

[7] Аш-Шурунбуляли Х. Са’ада ахль аль-ислам биль-мусафаха ‘акыба ас-саля ва ассалям [Счастье мусульман в рукопожатии после молитвы и (заключительного) приветствия] (рукопись), [б. г.]. Т.1. С.7.

[8] Мухйид-дин Абу Закарийя Яхья ибн Шараф ан-Навави (630-677 гг. по хиджре) (1233-1278 гг. по григор.) — мусульманский богослов-хадисовед, правовед шафиитского мазхаба. Его перу принадлежат многочисленные и объёмные работы по мусульманскому богословию, хадисоведению, юриспруденции.

[9] Таков был обычай в то время.

[10] Ан-Навави Я. Аль-азкар. Аль-мунтахаб мин калям сайид аль-башар салля-ллах ‘алейх ва саллям [Поминания Аллаха. Избранное из речей господина людей (да благословит его Всевышний и приветствует)]. Каир: аль-Масрийя аль-любнанийя, 1993. Т.1. С.340.

[11] Ан-Навави Я. Аль-маджму’ шарх аль-мухаззаб [Собрание. Примечания к [труду] «Аль-мухаззаб» (Отредактированный)]. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т.3. С.488.

[12] Когда молящийся дает заключительное приветствие, он делает намерение поприветствовать ангелов и молящихся с каждой стороны, справа и слева. Это желательно (мустахабб).

[13] Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн ‘Абидин). [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1998. Т. 9. С. 465.

[14] [Электронный ресурс] // URL:  https://www.islamweb.net/ar/fatwa/107808/%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B5%D8%A7%D9%81%D8%AD%D8%A9-%D8%A8%D9%8A%D9%86-%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B5%D9%84%D9%8A%D9%86-%D8%A8%D8%B9%D8%AF-%D8%A7%D9%84%D8%B5%D9%84%D8%A7%D8%A9-%D9%88%D9%87%D9%84-%D9%8A%D8%B5%D8%A7%D9%81%D8%AD-%D9%85%D9%86-%D9%85%D8%AF-%D9%84%D9%87-%D9%8A%D8%AF%D9%87 (дата обращения: 29.07.2022)

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить