Разрешен ли в Исламе перманентный макияж?

  • 6 месяцев назад
  • 1

Вопрос.

Я соблюдающая религиозную практику мусульманка и мой супруг тоже. Работаю в сфере красоты: делаю женщинам перманентный макияж, который через 1-2 года постепенно исчезает с кожи. Разрешено ли это?

Ответ.

Прежде чем дать оценку явлению или действию согласно шариату, важно дать ему определение, понять его суть и полностью осознать его значение. Пишет известный современный египетский ученый шейх Ахмад Мамдух[1]: «Определение должно быть основано на ясном понимании сути предмета или явления, которое можно достичь наиболее простым способом. При этом необходимо учитывать, что определение должно иметь четкие черты и отличительные особенности, которые характеризуют описываемый объект и исключают включение в определение сторонних характеристик. И шариатская оценка (аль-хукм – араб. – الحُكْمُ) [чему-либо] дается лишь после того, как дано полное описание предмета исследования. Если шариатская оценка была дана без полного понимания сути исследуемого предмета или явления, то она была дана неизвестному (аль-маджхуль – араб. – المَجْهُولُ). Такая оценка не имеет смысла и не может быть использована, потому что она основана на неизвестной информации»[2].

Дрибноход Ю. описывает данную процедуру таким образом: «…Перманентный макияж (Permanent Make-Up) – коррекция губ, глаз, бровей методом татуировки. Перманентный макияж решает следующие практические задачи: 1) дает эффект устойчивости и продолжительности; 2) ликвидирует асимметрию; 3) увеличивает размер губ; 4) штрихует всю поверхность губ; 5) корректирует форму и цвет бровей; 6) корректирует форму век и усиливает выразительность глаз. Перманентный макияж по сути своей графичен. В России термин «перманентный макияж» часто используется как синоним татуажа. Однако татуаж имеет отношение только к телу, а перманентный макияж – только к лицу…»[3].

В ходе изучения исследуемого вопроса и опроса специалистов, работающих в данной отрасли, мы можем сделать вывод о том, что перманентный макияж наносится высокоточными аппаратами, управляемыми компьютерными микропроцессорами, и сама процедура предполагает прокол верхних слоев кожи при помощи специальной иглы с последующим заполнением образовавшегося пространства красящим веществом. Избежать появления крови на поверхности кожи, соответственно, невозможно.

Из определения видно, что «перманентный макияж» является (по принципу воздействия на кожу) татуировкой. Татуировка (араб. – الوَشْمُ), по мнению известного ученого ʻАли аль-ʻАдви[4], «…это прокалывание кожи иглой до выхода крови и заполнение красящим веществом (сурьмой, сажей) или подобным этому черным веществом образовавшегося пространства, которое впоследствии приобретает зеленый оттенок. Запрещено подобное действие как для мужчин, так и женщин…»[5]. Аль-Хатыб аш-Ширбиний[6] пишет: «Татуировка – это прокалывание кожи иглой до выхода крови. Затем туда вносят индиго (вид краски), чтобы произошло окрашивание в результате смешения [краски] с кровью, полученной от прокалывания иглой…»[7].

Процедура под названием «перманентный макияж», как мы можем убедиться, является по своей сути татуировкой: с помощью иглы в верхний слой кожи заносится пигмент. Сопровождается это нарушением целостности покрова кожи и ведет к тому, что на поверхность кожи проступает кровь. Смешиваясь с красящими элементами, полученная субстанция вводится под кожу, что с точки зрения шариата является скверной (наджаса) и делает данную процедуру запретной.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускница факультета исламской юриспруденции Европейского института гуманитарных наук (EIHS, Великобритания) Ковалева Елена (Марьям) Владимировна

[1] Ахмад Мамдух Ахмад Са’ад. Руководитель департамента по изданию фетв Египетского Дома фетв. Доктор шариатских наук. Год рождения 1976. См.: Мамдух А. Ат-Таа’ддудият ад-динийя.[Религиозный плюрализм]. Каир: Таба, [б.г.] С. 4.

[2] См.:  Мамдух А. Ат-Таа’ддудият ад-динийя [Религиозный плюрализм]. Каир: муассиса таба, – С. 9.

[3] См.: Дрибноход Ю.Ю. Косметика и косметология. От А до Я. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 735 с. С. 685.

[4] Полное имя ʻАли ибн Ахмад ибн Мукаррам ас-саʻидий аль-ʻАдави. Родился в 1700 г. в городе Манфалут, Египет. Умер в 1775 г. Являлся одним из виднейших представителей маликитской школы фикха в его время. У него было много известных учеников, среди которых такие ученые маликитской школы фикха как Ад-Дардир, ад-Дусукы и др. автор многочисленных трудов по фикху и хадисам. См.: [Электронный ресурс] https://shamela.ws/author/574 (дата обращения 13.02.2023).

[5] См.: Аль-ʻАдави А. Хашия аль-ʻАдави ʻаля шарх кифая ат-талиб ар-Раббани [Пояснение аль-ʻАдави к книге «Кифая от-талиб ар-Раббани»]. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 459.

[6] Шамсутдин Аль-Хатыб Аш-Ширбини (?–977 гг. по хиджре; ?–1570 гг. по григор). Известный египетский ученый шафиитской школы фикха (мазхаба). Написал множество работ по толкованию Корана, фикху, арабскому языку и другим исламским дисциплинам. См.: [Электронный ресурс] https://tarajm.com/people/11742 (дата обращения 13.02.2023).

[7] См.: Аль-Хатыб Ш. Мугни аль-Мухтадж. [Избавляющий нуждающегося]. Бейрут: аль-Кутуб аль-ʻильмийя, 1994. Т. 1. С. 406.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить