Разрешено ли брать комиссию за посредничество?

  • 8 месяцев назад
  • 1

Вопрос.

Я работаю менеджером по продажам. Моя задача — звонить компаниям, связываться со снабженцами, узнавать, есть ли у них потребность в товарах и услугах. Мы продаем дорогостоящее оборудование. Сегодня был такой случай: снабженец одной компании запросил цену на генератор. Я указал стоимость прибора, после чего собеседник спросил, могу ли я к этой цене добавить еще некоторую сумму. Например, оборудование стоит 2 млн рублей, а он просит сделать цену 2 млн 500 тысяч рублей. Как обстоит дальше дело? Он озвучит эту цену (с уже добавленной туда суммой) начальнику своей компании. Если тот одобрит, то товар закупают. Наша же компания перечисляет снабженцу бонусы, которые он просил добавить, вычитая из добавленной суммы налог.  В основном, итоговая цена, с добавленными бонусами снабженца, не превышает рыночную цену на это оборудование. Будет ли считаться грехом, если я добавлю такие деньги, а после перечислим их снабженцу? Чтобы это было дозволенным бонусом, должен ли знать об этом его начальник? Считается ли это дозволенным бонусом за то, что он нашел низкую цену, а начальнику без разницы, сколько платить?

Ответ.

В основе своей, в исламском праве разрешаются различные виды посредничества в торговых и коммерческих сделках, такие как маклерство, агентство, дилерство. Поэтому вполне справедливо, что посредники за оказанные услуги берут комиссионные, представляющие собой фиксированную сумму единовременно или согласованный (обеими сторонами) процент от продажи товара.

В сборнике Сахих аль-Бухари есть специальная глава, посвященная этому вопросу («Глава относительно комиссии посредника»), в которой приведены хадисы о дозволенности комиссии посредника в торговле. Такие великие ученые из числа последователей сподвижников (табиʻин) как Ибн Сирин, ʻАта ибн Абу Рабах, Ибрахим ан-Нахаʻи и Хасан аль-Басри не считали, что есть что-то неправильное в том, что посредник получает комиссию. Сподвижник Пророка Ибн ʻАббас сказал: «Нет ничего плохого в том, если один скажет другому: «Продай этот предмет одежды, и все, что ты получишь сверх такой-то суммы, твое». Ибн Сирин говорил: «Нет ничего плохого, если кто-то скажет: «Продай это по такой-то цене, и независимо от того, какая будет получена прибыль, она принадлежит тебе или будет разделена между нами»[1].

Самым главным в данном виде деятельности является то, что комиссия и механизм ее расчета должны быть максимально прозрачными и четко определенными. Посредничество не должно быть связано с обманом и превращаться в дачу взятки или «откатов», такой вид посредничества запрещен в шариате. Также посреднику необходимо быть честным и ответственным и не реализовывать интересы одной стороны договора в ущерб другой.

Исходя из вышесказанного в вопросе, который задает менеджер по продажам, имеют место запрещенные по шариату действия:

  1. Умышленная ложь, которая является одной из причин несчастий в этом мире и наказанием в потусторонней жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, ложь ведёт к греховному, а греховное ведёт к огню, и, поистине, человек будет постоянно лгать, пока не запишут его пред Аллахом как отъявленного лжеца»[2].
  2. Обман и мошенничество. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто обманывает, тот не из нас [то есть, недостоин быть из нашей общины]»[3].
  3. Несправедливое пожирание имущества других людей. В Коране сказано: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (Св. Коран, 2:188).
  4. Предательство в отношении доверия, оказанного человеку. В суре аль-Анфаль, аяте 58, говорится: «Если ты опасаешься предательства с чьей-то стороны, можешь отказаться от взятых на себя перед ними обязательств, согласовав это на равных [а не в одностороннем порядке без предупреждения]. Аллах (Бог) не любит предателей» (Св. Коран, 8:58). Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Возвращай вверенное тебе на хранение имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того, кто предал твое доверие»[4].

Из самого вопроса не совсем понятно, какие договорные отношения связывают снабженца с его начальником (это может быть договор партнерства, или агентский договор, или договор найма работника). Но в любом случае обман начальника категорически не допустим. И даже если начальник будет знать и даст добро на совершение подобной сделки с «откатом», то это, по сути, будет одним из видов коррупции. Фраза: «а начальнику без разницы, сколько платить» как раз свидетельствует о том, что подобная сделка очень похожа на схему «отката», которую обычно практикуют государственные компании, заключающие договора с частными, или обеспечивающие победу в тендере.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламского права и законоведения Иорданского Государственного Университета (Амман) Муратов Мухаммед Рустямович

 

[1] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 424.

[2] См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. С. 1177, хадис № 6094; Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1048, хадис № 2607.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 385, хадис № 3452.

[4] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд. С. 392, хадис № 3535.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить