Разрешено ли мусульманам участвовать в политических выборах?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Разрешено ли мусульманам участвовать в политических процессах, выборах разных уровней, а также прочих видах общественно-политической активности, ведущей к укреплению российского общества и государства? Какие на этот счёт есть доводы в Коране и Сунне, мнения авторитетных учёных?

Ответ. Как учит нас наша религия, мы не должны отстраняться от мирских дел, мотивируя это тем, что нашей основной целью является рай, а вопросы этого мира – нечто временное и второстепенное. Сказано в Коране: «Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните!» (Св. Коран, 55: 33). Данный аят призывает верующих к тому, чтобы они активно осваивали то пространство, в котором живут – вплоть до освоения космоса[1]. Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) завещал нам: «Если наступит [Судный] час, а в руке кого-то из вас будет саженец, то если ему удастся посадить его, прежде чем наступит этот Час, пусть так и сделает»[2]. Дела человека призваны улучшать то, что вокруг нас, ибо этим воспользуются не только современники, но и те поколения, которые придут после нас[3].

Мусульманин должен занимать активную жизненную позицию в тех вопросах, которые приносят пользу обществу. Эти вопросы могут касаться политики, экономики, социальной сферы, образования, экологии и т. д.

Участие в выборах – это вопрос из сферы взаимоотношений (“муамалят”), значит, в своей основе он дозволен, если только не возникнут обстоятельства, которые сделают такое участие харамом (недозволенным) – например, избранный кандидат окажется человеком, приносящим вред обществу тем или иным способом (коррупция, превышение полномочий, халатность и т. д.). В результате отказа мусульман от участия в выборах к власти могут прийти преступники или карьеристы, которые желают лишь личного обогащения. А наличие достойных людей, которых выбрали мусульмане – это хоть и не единственное, но необходимое условие исправления общества и направления ответственных людей к благу.

Мы, мусульмане, должны стараться исправлять ситуацию к лучшему настолько, насколько можем – так завещал нам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это рукой, если сможет. Если же он не сможет сделать этого, то пусть изменит языком. А если не сможет и этого, то сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры»[4]. Есть также хадис: «Если я приказал вам что-то, то совершите это настолько, насколько сможете»[5].

Достоверно известно из исламской истории, что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) ещё до пророческой миссии участвовал в так называемом «Союзе справедливых» (хильф аль-‘удуль), который был призван защищать тех людей в Мекке, чьи права были ущемлены по тем или иным причинам. Об этом союзе Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил следующее: «В доме ‘Абдуллы ибн Джуд‘ана я стал свидетелем заключения такого союза, который не променял бы на красных верблюдов, и если бы к заключению подобного договора призвали в Исламе, я обязательно присоединился бы к нему»[6]. На сайте Европейского совета по фетвам и исследованиям представлен подробный анализ проблемы участия мусульман Европы в политических выборах, в котором аргументированно доказываются допустимость и важность участия мусульман в политической жизни той или иной страны[7].

В сборнике фетв «Вопросы меньшинств», изданном Египетским домом фетв, говорится следующее: «Мусульманин, который наделён правами и обязанностями соотечественника в немусульманской стране, может участвовать в парламентских и прочих выборах, если он предполагает, что данное участие пойдёт на пользу мусульманам»[8].

Таким образом, если у мусульман есть возможность улучшить ситуацию посредством участия в выборах, политических процессах и прочих видах активности, то можно и нужно это делать, не забывая при этом, что в любом нашем деле важно иметь правильное намерение.

 

          Председатель ДУМ Ульяновской области

Мухаммад-хазрат Байбиков

 

 [1] См. [Электронный ресурс] URL: https://namaz.today/al-quran/surah-55/ayah-33/ (Дата обращения: 02.06.2022).

[2] См.: Мухаммад ибн Исмаил Аль-Бухари. Аль-Адаб аль-Муфрад. [Достойное поведение]. КСА. Ас-Сыддик. 2000. С. 163; хадис № 479.

[3] См. [Электронный ресурс] URL: https://islamqa.info/ar/answers/201589/ (Дата обращения: 02.06.2022).

[4] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Бейрут: аль-Кутуб аль-ильмийя. 1996. Т.1. С. 342, хадис № 1140.

[5] См.: Ан-Найсабури Муслим. Сахих Муслим. [Достоверное Муслима]. Бейрут: Ихья аль-кутуб аль-арабийя, 1996. Т. 2. Стр. 975, хадис № 412.

[6] См.: Абу Мухаммад Ибн Хишам. Сира ан-набий [Жизнеописание Пророка]. Египет: Ас-сахаба лит-турас би-танта, 1995. Т. 1. С. 181, хадис № 135;

[7] См.: [Электронный ресурс] URL: https://www.e-cfr.org/blog/2014/01/31/%d9%85%d8%b3%d9%84%d9%85%d9%88-%d8%a3%d9%88%d8%b1%d9%88%d8%a8%d8%a7-%d9%88%d8%a7%d9%84%d9%85%d8%b4%d8%a7%d8%b1%d9%83%d8%a9-%d8%a7%d9%84%d8%b3%d9%8a%d8%a7%d8%b3%d9%8a%d8%a9-%d8%a7%d9%84%d9%88%d8%a7/ (Дата обращения: 02.06.2022).

[8] См.: Египетский дом фетв. Суалят аль-акаллият [Вопросы меньшинств]. Каир: аль-Ифта аль-мисрийя, 2021. С. 696.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить