Разрешено ли в исламе передавать свои органы для трансплантации после смерти?

  • 1 год назад
  • 1

Вопрос. В России, если гражданин не написал при жизни завещание, что он запрещает использовать собственные органы после смерти для трансплантации, врачи в лечебном учреждении по умолчанию считают, что на трансплантацию он согласен (ст. 47 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Разрешено ли в исламе передавать свои органы для трансплантации после смерти? Если нет, то как быть в такой ситуации?

Ответ. В исламе тело человека, вне зависимости, живое оно или мертвое, обладает неприкосновенностью. Использовать его как материал для экспериментов или извлекать органы без согласия недопустимо. Коран не раз подчеркивает, что человек — самое возвышенное, совершенное творение Создателя, и к нему нужно относиться с максимальным почтением и уважением. В достоверном хадисе говорится: «Сломать кость мертвому человеку подобно тому, как сломать ее живому»[1], то есть отношение к телу покойного должно быть столь же уважительным и почтительным, как и к живому.

Касательно трансплантации органов: мусульманин имеет право быть донором, как при жизни, так и после смерти. Важно только при этом соблюсти два ключевых момента.

  1. Органы должны быть переданы безвозмездно[2].

Человек не вправе продавать свои органы, так как это не его собственность. Тело, в том числе и органы, даны нам Всевышним во временное пользование, и за них нам придется держать ответ. Именно поэтому верующий должен следить за своим здоровьем и не причинять своему организму вреда, например, курением или употреблением алкоголя.

  1. Если органы передаются после смерти человека, то обязательно должно быть составлено завещание об этом[3].

То есть еще при жизни, находясь в здравом уме, человек должен составить завещание, в котором он указывает возможность передачи своих органов (также на безвозмездной основе!) для донорства.

Следовательно, если человек категорически против, чтобы его органы после смерти были использованы для трансплантации, то, учитывая закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан РФ», имеет смысл заранее составить соответствующее завещание.

 

Заместитель Председателя Совета улемов ДУМ РФ,

выпускник факультета филологии и богословия

Международного исламского университета Аль-Азхар

Аляутдинов Ильдар Рифатович 

[1] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Эр-Рияд: аль-Афкар ад-даулийя, 1999. С. 176, хадис № 1616, «сахих».

[2] Об этом говорится, например, в п. 4 фетвы Египетского дома фетв о трансплантации органов человека. См.: Дом фетв Египта. Фетва № 739, от 22.10.2003 (автор фетвы: экс-муфтий Египта, д-р ʻАли Джумʻа Мухаммад). Официальный сайт. URL: الحكم الشرعي في نقل الأعضاءالفتاوىدار الإفتاء المصريةدار الإفتاء (daralifta.org) (дата обращения: 05.10.2023).

Также об этом говорится в фетве Главного управления по фетвам Иорданского Хашимитского Королевства. См.: Постановление № 257, от 19.04.2018 (автор фетвы: муфтий Иордании, д-р ʻАбдулькарим аль-Хасаванах, д-р Ахмад Хасанат, д-р ʻАбдуллах аль-Фавваз и др.). Официальный сайт. URL: https://www.aliftaa.jo/Decision.aspx?DecisionId=576 (дата обращения: 05.10.2023).   

[3] См.: Дом фетв Египта. Фетва № 739, от 22.10.2003 (автор фетвы: экс-муфтий Египта, д-р ʻАли Джумʻа Мухаммад). Официальный сайт. URL: الحكم الشرعي في نقل الأعضاء – الفتاوى – دار الإفتاء المصرية – دار الإفتاء (dar-alifta.org) (дата обращения: 05.10.2023).

 

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить