Считается ли договор рассрочки действительным, если нужно платить пени?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Считается ли договор рассрочки действительным, если в одном из его пунктов требуется согласие с тем, что в случае задержки ежемесячного взноса придется дополнительно платить еще и пени (проценты)?

Ответ. Договор рассрочки ‒ допустимая форма денежных взаимоотношений, когда срок и сумма выплат определены изначально. Однако существуют некоторые условия, которые ставят под сомнение данный вид торговых взаимоотношений. В том числе, когда в качестве гаранта оплаты заемщика становятся обусловленные в договоре штрафные санкции в виде дополнительных начислений за просрочку платежа.

Данное условие, согласно мнению подавляющего числа мусульманских ученых нынешних и прошлых лет, недопустимо в договорах и делает сделку неправильной, поскольку в ней присутствует элемент ростовщичества «риба аль-джахилийя»[1]. Всевышний Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Не пожирайте ростовщичество в многократно умноженном размере» (Св. Коран, 3:130). Комментируя данный аят, ученый из числа табиинов Катада[2] сказал: «Ростовщичество доисламского периода представляло собой следующее: человек продавал что-либо с отсрочкой платежа до определенного срока. И если покупатель не мог вовремя выполнить свои долговые обязательства, то продавец давал ему новую отсрочку, увеличивая при этом сумму долга»[3].

Не разрешается включать в договор условие о компенсационной выплате должником кредитору в случае просрочки оплаты со стороны должника. Также не разрешается устанавливать требование о возмещении в судебном порядке, как в начале возникновения задолженности, так и при наступлении срока погашения, так как это является ростовщичеством. Доказательством запретности являются слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), который сказал: «Мусульмане обязаны соблюдать оговоренные условия, за исключением тех, которые разрешают запретное или запрещают дозволенное»[4]. Достоверно известно от некоторых сподвижников, что они запрещали любой долг, который сопровождается выгодой для одной из сторон договора[5].

Считается ли сделка порочной (фасид)[6], где запретно лишь данное условие? Один из ханафитских ученых Фахруддин Зайля‘ий писал: «Из того, что не нарушается наличием порочного условия (шарт фасид): долговой договор, дарение, пожертвование, бракосочетание…»[7]. На сайте Министерства вакфов и религиозных дел Катара в одной из фетв (209482) сказано: «Не разрешено заключать подобные договоры с упомянутым условием, если же сделка произошла, она считается свершившейся, а условие ‒ аннулированным, поскольку оно греховное и не влияет на само проведение сделки. Условие отменяется, а сделка продолжается»[8].

Вывод

Не допускается заключение долговых и кредитных сделок с условием штрафов за просрочку платежей, поскольку ставить данное условие считается греховным поступком. Заключившие такую сделку будут грешны пред Богом. Если человек находится в состоянии крайней необходимости «дарура»[9], тогда он может прибегнуть к подобным взаимоотношениям, но в рамках необходимости. Шариат предусмотрел альтернативные способы получения гарантии для кредитора: это залог (рахн) и поручительство (кафаля). Пени за просрочку платежей допускаются, если эти средства направляются на благотворительные цели[10]. Данное заключение не касается остальных договоров, где обоснованные штрафы и пени начисляются за нарушение обязательств одной из сторон.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламской юриспруденции Исламского университета города Медины (КСА) Тугушев Рашит Абдеряшитович

 

 

[1] Ростовщичество доисламских времен.

[2] Ката́да ибн Диа́ма (араб. قتادة بن دعامة‎; род. 680 — ум. 735 или 736) — мусульманский богослов, табиин, хадисовед, толкователь Корана, знаток арабского языка. Ученик сподвижника Мухаммеда Анаса ибн Малика, а также ряда других выдающихся деятелей раннего Ислама (Хасан аль-Басри, Джабир ибн Зейд и др.). Автор нескольких трудов о Коране, которые не сохранились до наших дней. См.: Википедия.

[3] См.: Ат-Табари. Тафсир ат-Табари [Толкование Ат-Табари]. Бейрут: ар-Рисаля, 1994. Т. 2. С. 327.

[4]См.: Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Булюг аль-марам [Достижение цели]. Рияд: аль-Кабас, 2014. С. 334.

[5] См.: Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений М.: Издательство «Исламская книга», 2017 г. – 920 с. С. 73.

[6] «Фасид — так называемые порочные поступки, последствия которых могут быть признаны действительными с юридической точки зрения, если допущенные нарушения будут преодолены (например, присвоение чужой собственности, которая затем выкупается у владельца с его согласия». См.: Беккин. Р. Исламская экономическая модель и современность. Издательский дом Марджани, Москва 2009. С. 284

[7] См.: Фахруддин Зайля‘ий. Табийн аль-хакаик [Разъяснение истин]. Каир: аль-Амирия аль-кубра, 1897. Т. 4. С. 133.

[8] См.:  https://www.islamweb.net/ar/fatwa/209482/?searchKey=1sqMgLixAXgFZEpZEZ0s&wheretosearch=0&order=&RecID=2&srchwords=%DD%ED%C8%D8%E1%20%C7%E1%D4%D1%D8&R1=0&R2=0&hIndex= (дата обращения: 31.05.2022)

[9] Дарура (араб. ضرورة – необходимость) — крайняя ситуация, вынуждающая совершить что-либо запретное, дабы уберечься от погибели или от какого-либо серьезного вреда и последствия. См.: https://umma.ru/termini/darura

[10] Шариатские стандарты / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений. С.75.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить