Следует ли выплачивать закят с накоплений, отложенных на будущее детей?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Следует ли выплачивать закят с накоплений, отложенных на будущее детей?

Ответ. Закят – обязательная выплата с имущества, достигшего нисаба. По истечении каждого года он выплачивается в размере двух с половиной процентов, даже если, даже если накопленные средства предназначены для основных нужд, таких как приобретение дома, женитьба или потребности своей семьи, детей. Этого мнения придерживается большинство богословов четырех религиозно-правовых школ, в том числе учёные ханафитского и шафиитского мазхабов. Некоторые ученые ханафиты утверждали, что имущество, накопленное для нужд, не облагается закятом. Ибн ‘Абидин, привел в своей книге «Радд аль-мухтар аля ад-дурр аль-мухтар», что авторитетные богословы ханафитского мазхаба считают данное мнение неправильным. В книгах «Аль-Бахр ар-раик», «Аль-Ми‘радж ад-дирая шарх аль-хидая», «Аль-Бадаи‘ ва ас-санои‘» говорится, что с имущества полагается закят, в том числе с накопленных сбережений, какая бы цель накопления не преследовалась[1].

В священном Коране сказано: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Св. Коран, 9:103). Всевышний обязал выплату закята с имущества, не исключая при этом то, которое предназначено для приобретения необходимого, будь это дом, женитьба или что-то иное.

Верующий должен знать, что его имущество только увеличится посредством закята, а не уменьшится. В достоверном хадисе сказано: «Милостыня (садака) не уменьшает имущество, и Аллах не добавляет рабу своему за прощение ничего, кроме величия, и того, кто принизит себя перед Аллахом, Всевышний Аллах непременно возвысит»[2].

Закят является причиной благодати в земной и вечной жизни, и облегчает достижение всех благих целей. Имущество, из которого не выплачивается закят, не принесет счастья, даже если его очень много. Поэтому человек не должен скупиться в том, что является для него обязательным, ведь Аллах заменит тленное лучшим.

 

Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета хадисоведения Исламского университета города Медины (КСА) Асаинов Раиль Фяритович

 

[1] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн ‘Абидин) [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. Рияд: ‘Алям аль-кутуб, 2003. Т. 3. С. 2588.

[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 1991. Т. 1. С. 138, хадис № 2588.

 

 

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить