Разрешено ли совершать жертвоприношение у захоронений аулия?

  • 2 года назад
  • 1

Вопрос. Разрешено ли совершать жертвоприношение в местах, почитаемых верующими, и у захоронений аулия?

Ответ. Места, почитаемые и посещаемые верующими, подразумевают собой совершение молитвы, чтения Корана,[1] к таким местам относят и кладбища[2]. Захоронения аулия ‒ это захоронения праведных людей, приближенных к Аллаху своими устремлениями, помыслами и делами. Слово “аулия” происходит от арабского термина «виляйа», одно из значений которого: «быть близким, приближенным»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил о том, что «Всевышний Аллах красив и любит красивое»[4]. Соответственно, места поклонения должны содержаться в чистоте, вдали от боен жертвенных животных. Заклание жертвенных животных в них недопустимо по причине наличия канонических нечистот, которые нарушают условия молитвы[5].

Что касается совершения жертвоприношения у захоронений, то заклание животных около кладбищ считается порицаемым по мнению богословов ханафитского[6], шафиитского[7], маликитского[8] и ханбалитского[9] мазхабов на основе хадиса «Нет заклания у могил (‘акр) в Исламе»[10]. Если же мусульманин пожелает совершить заклание жертвенного животного от имени какого-либо праведного и приближенного к Аллаху (аулия), то это допустимо и разрешается совершить в любом месте[11].

 

 

Член Совета улемов ДУМ РФ,

выпускник Московского высшего духовного исламского колледжа

Булатов Дамир Тагирович

 

[1] См.: «В домах, которые Аллах повелел возвеличивать и в которых поминается Его имя…» (Св. Коран, 24:36)

[2]  См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 1992. Т. 1. С. 671, хадис № 976.

[3] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Поклонение // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 45. С. 135–183. [Электронный ресурс]. URL: https://umma.ru/termini/auliya (дата обращения: 25.11.2021 г.)

[4] См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 1992. Т. 1. С. 93, хадис № 147.

[5]  См.: Аль-Хаддади А. Аль-Джавхара ан-найира [Лучезарная жемчужина]. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2006. Т. 1. С. 127.

[6]  См.: Аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдад аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Дамаск: Ан-ну‘ман, 1990. С. 566.

[7] См.: Ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. Дамаск: Аль-фикр, 1952. Т. 5. С. 320.

[8]  См.:  Ан-Нафрави А. Аль-Фаваких ад-даваний [Доступные фрукты]. Египет: Аль-са‘ада, 1922. Т. 2. С. 668.

[9] См.: Аль-Мардави А. Аль-Инсаф [Правосудие]. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2012. Т. 2. С. 570.

[10] См.: Ас-Сиджистани С. Сунан Аби Дауд [Сборник хадисов Абу Дауда]. Каир: Аль-хадис, [б. г.], С. 213, хадис № 3222.

[11] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар ‘аля ад-дурр аль-мухтар (Хашия Ибн ‘Абидин) [Возвращение смятенного к изысканной жемчужине (Примечания Ибн ‘Абидина)]. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘арабий, [б.г.]. Т. 3. С. 142, 143; Т. 4. С. 10-12.

Присоединиться к обсуждению

Compare listings

сравнить