Ответ. Если рассматривать позицию богословов ханафитского мазхаба, то имам Абу Ханифа считает, что вера (иман) не уменьшается и не увеличивается, так как абсолютное убеждение в чем-либо не может подвергаться сомнению. Например, убежденность в существовании Аллаха, Рая, Ада, наступлении Конца Света и т. п.
Если существует сомнение, то это предположение и домыслы, о чем в Священном Коране говорится следующее: «Большая часть из них [людей и джиннов] следует домыслам. Воистину, домыслы никак не заменят истину. Поистине, Аллах (Бог) в полной мере осведомлен о том, что они делают» (Св. Коран, 10:36).
Имам Мухаммад в книге «аль-Васыйя» пишет: «Вера не увеличивается и не уменьшается, так как если увеличится вера, то, согласно логике, должно уменьшиться неверие, и наоборот, а это невозможно, так как две противоположные вещи (вера и неверие) не могут объединяться в одном месте (сердце)».
Если же кто-то возразит: как понимать в таком случае аят Священного Корана: «Воистину, верующими являются те, чьи сердца трепещут при поминании Аллаха (Бога), а когда читаются им Его знамения (аяты), то их вера увеличивается, и уповают они лишь на своего Господа» (Св. Коран, 8:2) и подобные ему аяты?
Ответом может служить следующее. В данном случае речь идет не о самой вере, а о ее силе либо слабости. Сила веры зависит от того, насколько человек постигает смыслы коранических текстов и применяет их в жизни. Следовательно, если верующий человек делает много праведных дел и сторонится греховных поступков, то вера его будет крепкой, а в противном случае – слабой [1].
Выпускник факультета общей теологии
Международного университета «Аль-Азхар»
Байбеков Ильдар Ринатович
__________________________________________
[1] См.: ‘Али аль-Кари. Шарх китаб “Аль-фикх аль-акбар” [Разъяснение книги (имама Абу Ханифы) “Наивысшее понимание ”]. Дамаск: ан-Нафаис, 2009. С. 183.