Вопрос
В хадисе от аль-Бухари и Муслима говорится, что тот, кто пропустит намаз, становится кяфиром. А если человек вообще не читает намаз, он тоже кяфир?
Ответ
«Такфир» в исламе – обвинение в неверии (куфре)[1]. Проблема обвинения мусульман в совершаемых ими больших грехах была и остается актуальной по сей день. Узкое понимание и буквальное восприятие священных текстов и высказываний Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) порождают целые течения радикально настроенных мусульман.
Отмечу, что такфир конкретному человеку выносится лишь шариатским судьей, либо его заменой, поскольку от решения будут зависеть важные шариатские последствия, такие как наследование, брак, захоронение и т.д. Не ученый, обычный верующий не вправе никому выносить такфир. Имам Газали в своем труде «Иктисад» пишет: «…прежде всего ты должен знать, что объявление такфира тому, кто сказал или сделал что-то − вопрос фикха. Иногда познается конкретными доводами (Коран и Сунна − прим.), иногда иджтихадом, и тут нет места для рационального мышления…»[2].
Теперь давайте рассмотрим сам хадис и его толкование. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, между человеком и ширком (многобожием) и куфром (неверием) – оставление молитвы»[3].
Данный хадис приводится в своде хадисов имама Муслима и является достоверным. Для того, чтобы правильно понять его, обратимся к толкованию всемирно известного ученого имама Ан-Навави[4].
«…Что касается оставления молитвы, то если человек отрицает ее обязательность, тогда, по единогласному мнению всех ученых, он – неверующий (кяфир), вышедший из лона ислама, если только он не новообращенный, который прожил среди мусульман недостаточно времени, чтобы понять её обязательность.
Если человек, будучи убежденным в обязательности молитвы, оставляет ее из-за лени, что очень часто происходит со многими, то тут ученые разошлись во мнениях. Имам Малик и Аш-Шафии, а также большинство ученых прошлых и нынешних лет утверждают, что такой человек не совершает куфр (неверие), однако считается большим грешником, который должен покаяться. В противном случае раньше бы его казнили так же, как и женатого прелюбодея, но ударом меча. Некоторые ученые прошлых лет считали подобного человека неверующим, это приводится от ‘Али ибн Абу Талиба и это одно из мнений имама Ахмада, этого же придерживались ‘Абдуллах ибн Мубарак и Исхак ибн Рахавейхи и это мнение некоторых шафиитов. Абу Ханифа и группа ученых Куфы, а также аль-Музани, последователь аш-Шафи‘и, утверждали, что такой человек не совершает куфр и не заслуживает смерти, однако его необходимо наставлять и заключить под стражу, пока он снова не станет молиться.
Доводом о неверии оставившего молитву по лени является буквальное толкование самого хадиса, а также сравнение по аналогии (кыяс) со словами единобожия.
Доводом для тех, кто не считает обязательной казнь, служит хадис о запрете крови мусульманина, кроме как в трех случаях, среди которых нет оставления молитвы.
Доказательством для большинства ученых, которые не считают данное действие куфром, являются слова Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (Св. Коран, 4:48)[5]. А также слова Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «Кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха (Бога), войдет в Рай», «Кто умер, зная, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха (Бога), войдет в Рай…»[6].
Вывод:
Проанализировав слова имама ан-Навави, стоит отметить, что, во-первых, нет единогласного мнения ученых (иджма‘), что оставивший по лени молитву становится неверующим (кяфир). А значит, это — вопрос иджтихада, допускающего разные трактовки и позиции по данному вопросу, каждая из которых имеет право на существование и правоту мнения. Во-вторых, среди ученых также нет единого мнения (иджма‘) о наказании за оставление молитвы из-за лени. И в-третьих, для применения хадиса муфтию, кадию, чтобы вынести суждение, необходимо тщательно изучить положение и обстоятельства человека, оставившего молитву. Более того, если имам Ан-Навави допускает оговорку: «…если только он не новообращенный, который прожил среди мусульман недостаточно времени, чтобы понять её обязательность…», мы не можем исключать тот факт, что мусульмане России и бывшего СССР ‒ это люди с советским воспитанием, которые никогда не совершали молитву, чтобы ее оставить, при этом они считают себя мусульманами.
Безусловно, молитва — это показатель религиозности человека, и наша основная цель — донести ее важность для мусульман. Однако спешить несправедливо выводить неосведомленных людей из ислама ‒ это большая ошибка для нашего общества, которая ведет к обособленности и отдалению людей от ислама. Тем не менее расхождение учёных по этому вопросу указывает на крайне тяжелое положение оставляющего молитву.
Член Совета улемов ДУМ РФ, выпускник факультета исламской юриспруденции Исламского университета города Медины (КСА) Тугушев Рашит Абдеряшитович
_______________________________
[1] Ислам: вероучение, поклонение, нравственность, закон/ Централиз. религиозная организация ДУМ РФ, Санкт-Петербургский гос. ун-т; Московский ислам. ин-т; Равиль Гайнутдин, «Издательский дом «Медина» 2020. 848 с. С. 814.
[2] См.: Газали М. Аль-иктисад фи иʻтикад [Умеренность в убеждении]. Бейрут: аль-Кутуб аль-ʻильмийя, 2004. С. 133.
[3] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1972. Т. 2. С. 70, 238.
[4] См.: там же
[5]См.: Перевод Смыслов /Пер. с арабского Э.Р. Кулиев. Стереотип-М. УММА, 2015.- 1168 с. С. 140.
[6]См.: См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-Навави. Т. 2. С. 70, 238.